Раздел 10.2. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Нормативная база:
1. Закон України «Про житлово-комунальні послуги» від 24.06.2004 р. № 1875-IV.
2. Закон України «Про метрологію та метрологічну діяльність» від 11.02.1998 р. № 113/98-ВР.
Стандарты, нормативы, нормы и правила, устанавливают комплекс качественных и количественных показателей и требований, которые регламентируют производство и выполнение жилищно-коммунальных услуг с учетом социальных, экономических, природно-климатических и других условий регионов и населенных пунктов ([1] статья 8 часть 1).
жилищно-коммунальные услуги |
- результат хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение условий проживания и пребывания лиц в жилых и нежилых помещениях, домах и сооружениях, комплексах домов и сооружений в соответствии с нормативами, нормами, стандартами, порядками и правилами ([1] статья 1 часть 1). |
В зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги разделяются на:
1) коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей водой, водоотведение, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и т.д.);
2) услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов и т.п.);
3) услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (балансодержание, заключение договоров на выполнение услуг, контроль за выполнением условий договора и т.п.);
4) услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, восстановление несущей способности несущих элементов, конструкций и т.д.) ([1] статья 13 часть 1).
балансодержатель дома, сооружения, жилищного комплекса или комплекса домов и сооружений |
- владелец или юридическое лицо,которое по договору с владельцем содержит на балансе соответствующее имущество, а также ведет бухгалтерскую, статистическую и другую предусмотренную законодательством отчетность,осуществляет расчеты средств, необходимых для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов и содержания, а также обеспечивает управление этим имуществом и несет ответственность за его эксплуатацию согласно с законом ([1] статья 1 часть 1). |
Органами местного самоуправления, владельцами жилых домов определяются исполнители таких жилищно-коммунальных услуг:
- по управлению домом, сооружением или группой домов;
- по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий;
- по ремонту помещений, домов, сооружений;
- по централизованному отоплению, централизованному снабжению холодной и горячей водой, централизованному водоотведению ([4] пункт 1.1).
владелец помещения, дома, сооружения, жилищного комплекса |
- физическое или юридическое лицо, которому принадлежит право владения, пользования и распоряжения помещением, домом, сооружением, жилищным комплексом или комплексом домов и сооружений, зарегистрированное в установленном законом порядка ([1] статья 1 часть 1). |
Исполнителем услуг по централизованному отоплению и услуг по централизованному снабжению горячей водой для объектов всех форм собственности является субъект хозяйствования по снабжению тепловой энергией (теплопоставляющая организация) ([1] статья 19 часть 4).
Исполнителем услуг по централизованному снабжению холодной водой и услуг по водоотведению (с использованием внутридомовых систем) для объектов всех форм собственности является субъект хозяйствования, который осуществляет хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотведению ([1] статья 19 часть 5).
Постановлением Кабинетом Министров Украины [3] утверждены Порядки:
- формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и снабжение, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой;
- формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение;
- формирования тарифов на услуги по содержанию домов и
сооружений и придомовых территорий;
- расчета розничного тарифа на электрическую энергию;
- установления розничных цен на природный газ для населения.
Цены/тарифы на коммунальные услуги и услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий формируются и утверждаются органами исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, определенными законом ([1] статья 14 часть 2).
Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг, определяющие минимальный перечень, минимальные требования, к количеству и качеству жилищно-коммунальных услуг, утверждаются Кабинетом Министров Украины ([1] статья 15 часть 2).
Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства ([1] статья 16 часть 1).
качество жилищно- коммунальной услуги |
- совокупность нормируемых характеристик жилищно-коммунальной услуги, определяющая ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя в соответствии с законодательством ([1] статья 1 часть 1). |
количественный показатель жилищно- коммунальных услуг |
- единица измерения для вычисления объема полученной потребителем услуги, определенная в соответствии с требованиями нормативов, норм, стандартов, порядков и правил согласно с законодательством ([1] статья 1 часть 1). |
Договор на предоставление услуг по централизованному отоплению, услуг по централизованному снабжению холодной водой, услуг по централизованному снабжению горячей водой, услуг по водоотведению (с использованием внутридомовых систем), который заключается исполнителем с потребителем - физическим лицом, которое не является субъектом хозяйствования, является договором присоединения ([1] статья 26 часть 7).
Перечень жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляются потребителю, зависит от уровня благоустройства соответствующего дома (сооружения) ([1] статья 16 часть 2).
Коммунальные услуги предоставляются потребителю бесперебойно, за исключением времени перерывов на:
1) проведение ремонтных и профилактических работ исполнителем/производителем по графику, согласованному с исполнительными органами местных советов или местными государственными администрациями;
2) межотопительный период для систем отопления, решения о начале и окончании которого принимается исполнительными органами соответствующих местных советов или местными государственными администрациями исходя из климатических условий;
3) ликвидацию последствий, связанных с действием непреодолимой силы ([1] статья 16 часть 3).
Местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, ИМЕЮТ ПРАВО временно определять другие нормы потребления, качества и режимы предоставления жилищно-коммунальных услуг с учетом технических возможностей предприятий, климатических и других местных условий ([1] статья 16 часть 6).
нормы потребления |
- количественные показатели потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденные согласно законодательству соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления ([1] статья 1 часть 1). |
Потребитель ОБЯЗАН обеспечить доступ к сети, арматуре, средствам учета, распределительным системам представителям исполнителя (производителя) при наличии у них соответствующего удостоверения ([1] статья 17 часть 1).
Потребитель ИМЕЕТ ПРАВО:
1) получать своевременно и соответствующего качества жилищно-коммунальные услуги согласно законодательству и условиям договора;
2) получать в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цены/тарифа, нормах потребления, порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительских свойствах и т.п.;
3) на возмещение ущерба, нанесенного его имуществу и/или помещению, ущерба, причиненного его жизни или здоровью в результате ненадлежащего предоставления или не предоставления жилищно-коммунальных услуг;
4) на устранение в течение срока, установленного договором или законодательством, обнаруженных недостатков в предоставлении жилищно-коммунальных послуг;
5) на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их не предоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенному договором или законодательством;
6) на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
7) получать от исполнителя компенсацию в размере, определенном договором, решением суда или законодательством, за превышение нормативных сроков на проведение аварийно-востановительных работ;
8) на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины ([1] статья 20 часть 1).
Потребитель ИМЕЕТ ПРАВО на заключение договора с исполнителем соответствующих услуг на профилактику, поверку, а также замену или ремонт санитарно-технических приборов, устройств, оборудования и средств учета, которые вышли из строя ([1] статья 20 часть 2).
Потребитель ОБЯЗАН:
1) заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора;
2) своевременно принимать меры по устранению обнаруженных
неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по собственной вине;
3) обеспечивать целостность средств учета коммунальных услуг и не вмешиваться в их работу;
4) за собственный счет ремонтировать и менять санитарно-технические приборы и устройства, оборудование, которые вышли со строя по его вине;
5) оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом;
6) соблюдать правила пожарной и газовой безопасности, санитарные нормы;
7) допускать в помещение, дома и сооружения представителей исполнителя/производителя в порядке, определенном законом и договором для ликвидации аварий, устранения неполадок, санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показателей средств учета;
8) соблюдать требования жилищного и градостроительного законодательства по осуществлению ремонта или реконструкции помещений или их частей, не допускать нарушения законных прав и интересов других участников отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг;
9) своевременно проводить подготовку жилого дома, помещения (в котором он проживает или которое принадлежит ему на праве собственности) и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;
10) в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги оплатить пеню в установленных законом или договором размерах ([1] статья 20 часть 3).
Исполнитель ИМЕЕТ ПРАВО:
1) разрабатывать и подавать на утверждение расчеты относительно уровня цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в порядке, установленном законодательством;
2) требовать от потребителя соблюдения требований правил эксплуатации жилых помещений и придомовой территории, санитарно-гигиенических и противопожарных правил и других нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунальных услуг;
3) требовать от потребителя своевременного проведения работ по устранению обнаруженных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по вине потребителя, или возмещения стоимости этих работ;
4) доступа в помещение, дома и сооружения для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показаний средств учета в порядке, определенном законом и договором ([1] статья 21 часть 1).
Исполнитель ОБЯЗАН:
1) обеспечивать своевременное и соответствующего качества предоставление жилищно-коммунальных услуг согласно законодательству и условиям договора;
2) осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования домов, квартир, помещений;
3) подготовить и заключить с потребителем договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с определением ответственности за соблюдение условий его выполнения согласно типовому договору;
4) предоставлять в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цен/тарифов, нормах потребления, режиме предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительских свойствах и т.п.;
5) своевременно проводить подготовку жилого дома и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;
6) рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителей и проводить соответствующий пересчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их не предоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества;
7) поддерживать в должном техническом состоянии, осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей, принимать меры по ликвидации аварийных ситуаций, устранению нарушений качества услуг в сроки, установленные договором и/или законодательством;
8) выплачивать потребителю компенсацию за превышение установленных сроков проведения аварийно-востановительных работ в размере, определенном договором или законодательством;
9) вести учет требований (претензий) потребителей в связи с нарушениями порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг, изменением их потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ;
10) своевременно за собственный счет проводить работы по устранению выявленных недостатков, связанных с получением жилищно-коммунальных
услуг, которые возникли по его вине ([1] статья 21 часть 2).
Производитель ИМЕЕТ ПРАВО выдавать разрешения и технические условия на подключение потребителей к соответствующим централизованным инженерным сетям в установленном законодательством порядке ([1] статья 22 часть 1).
Органы местного самоуправления утверждают цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги в размере экономически обоснованных затрат на их производство ([1] статья 31 часть 3).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов и показаний средств учета или по нормам, утвержденным в установленном порядке ([1] статья 32 часть 2).
Размер платы за содержание домов и сооружений и придомовых территорий устанавливается в зависимости от капитальности, уровня обустройства и благоустройства ([1] статья 32 часть 3).
Порядок предоставления физическими лицами, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности, - владельцами средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых потребностей электрическую и тепловую энергию, газ и воду) на периодическую поверку этих средств и оплаты за работы, связанные с поверкой, устанавливается Кабинетом Министров Украины. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в т.ч. демонтаж, транспортировка и монтаж) указанных средств измерительной техники осуществляются за счет предприятий и организаций, которые предоставляют услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению ([2] статья 28 часть 3).
УСЛУГИ ПО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ОТОПЛЕНИЮ, СНАБЖЕНИЮ ХОЛОДНОЙ И ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ И ВОДООТВЕДЕНИЮ
УСЛУГИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЖИЛЫХ ДОМОВ И ПРИДОМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ