10.9.1. УСЛУГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативная база:


1. Закон України «Про дошкільну освіту» від 11.07.2001 р. № 2628-III.

2. Наказ Міністерства освіти і науки України «Ліцензійні умови надання освітніх послуг у сфері дошкільної освіти» від 24.12.2003 р. № 847 (Мінюст № 71/8670).


Заданиями дошкольного образования является:

- сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка;

-  формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей, приобретение им социального опыта;

- выполнение требований базового компонента дошкольного образования, обеспечение социальной  адаптации  и  готовности  продолжать образование;

- осуществление социально-педагогического патроната семьи ([1] статья 7).

базовый компонент

дошкольного образования

- государственный  стандарт, который содержит  нормы и положения, определяющие государственные требования к уровню развития и воспитанности ребенка дошкольного возраста, а также условия, при которых они могут быть достигнуты ([1] статья 22 часть 1).


Ребенок может получать дошкольное образование по желанию родителей или лиц, которые их заменяют:

- в дошкольных учебных заведениях независимо от подчинения, типов и формы собственности;

- в семье;

- с помощью физических лиц с высокими моральными качествами, которые имеют соответствующее высшее педагогическое образование, лицензию на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования и физическое состояние здоровья которых позволяет выполнять обязанности педагога ([1] статья 9 часть 5).


дошкольное  учебное заведение

- учебное  заведение, которое обеспечивает реализацию права ребенка на получение дошкольного  образования, его физическое, умственное и духовное развитие, социальную адаптацию и готовность продолжать образование ([1] статья 11 часть 1).


Дошкольные учебные заведения могут быть государственной, коммунальной и частной форм собственности ([1] статья 15 часть 1).

 

Дошкольное учебное заведение, основанное на частной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования, выданного в установленном законодательством Украины порядке ([1] статья 11 часть 3).

Субъекты, получившие лицензию  на  предоставление образовательных услуг в сфере  дошкольного  образования  (индивидуальные и коллективные формы), ОБЯЗАНЫ:

- осуществлять деятельность в соответствии с заявленными учебно-воспитательными программами,  планом  работы заведения;

- предоставлять детям и их родителям или лицам, которые их  заменяют, достоверную информацию о типе учебного заведения, форме собственности, условиях приема, оплате за содержание, содержании образовательной деятельности;

- иметь положение об органах самоуправления в учебном заведении (родительский комитет, опекунский совет или другие органы), предусмотренных учредительными документами заведения ([2] пункт 5.1).


В соответствии с потребностями граждан Украины создаются такие дошкольные учебные заведения:

- дошкольное учебное заведение (ясли) для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, где обеспечиваются уход за ними, а также их развитие и воспитание в соответствии с требованиями базового компонента дошкольного  образования;

- дошкольное учебное заведение (ясли-садик) для детей в возрасте от двух месяцев до шести (семи) лет, где обеспечиваются присмотр за ними, развитие, воспитание и обучение, в соответствии с требованиями базового компонента дошкольного образования;

- дошкольное учебное заведение (детский садик) для детей возрастом от  трех  до шести (семи) лет, где обеспечиваются их развитие, воспитание и обучение  в соответствии с требованиями базового компонента дошкольного образования;

- дошкольное учебное заведение (ясли-садик) компенсирующего типа для детей в возрасте от двух до семи (восьми) лет, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, длительном лечении и реабилитации. Дошкольные учебные заведения (ясли-садик)  компенсирующего  типа  делятся  на  специальные и санаторные;

- дом ребенка - дошкольное учебное заведение системы охраны здоровья для медико-социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также для детей с изъянами физического и (или) умственного развития от рождения до трех (для здоровых детей) и до четырех (для больных детей) лет;

- дошкольное учебное заведение (детский дом) интернатного типа обеспечивает развитие, воспитание, обучение и социальную адаптацию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, дошкольного и школьного возраста, которые находятся в родственных отношениях и содержатся за счет государства;

- дошкольное учебное заведение (ясли-садик) семейного типа для детей в возрасте от двух месяцев до шести (семи) лет, которые состоят родственных отношениях, где обеспечиваются присмотр за ними, развитие, воспитание и обучение в соответствии с  требованиями  базового компонента дошкольного образования;

- дошкольное учебное заведение (ясли-садик) комбинированного типа для детей в возрасте от двух месяцев до шести (семи) лет,  в составе которого могут быть группы общего развития, компенсирующего типа, семейные, прогулочные, в которых обеспечивается дошкольное образование с учетом состояния здоровья детей,  их умственного,  психологического, физического развития;

- дошкольное учебное заведение (центр развития ребенка), в котором обеспечивается физическое, умственное и психологическое развитие, коррекция психологического и физического развития, оздоровление детей, которые посещают другие учебные заведения или воспитываются дома;

- детский дом семейного типа - дошкольное учебное заведение, в котором воспитываются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, в возрасте от двух до восемнадцати лет ([1] статья 12 часть 1).

дошкольный возраст

- базовый этап физического, психологического и
социального становление личности ребенка.

Периоды дошкольного возраста:
    - младенец;
    - младший дошкольный;
    - средний дошкольный;
    - старший дошкольный ([1] статья 4 части 3 - 4).


  Группы в дошкольном учебном заведении комплектуются по возрастным, семейными, родственным признакам  ([1] статья 14 часть 1).


  Наполняемость групп в дошкольных учебных заведениях составляет:

- для детей в возрасте до одного года - до 10 лиц;

- для детей в возрасте от одного до трех лет - до 15 лиц;

- для детей в возрасте от трех до шести (семи) лет - до 20 лиц;

- разновозрастные - до 15 лиц;

- с краткосрочным и круглосуточным пребыванием  детей  -  до 10 лиц;

- в оздоровительный период - до 15 лиц.

Основатель (владелец) может устанавливать меньшую наполняемость групп детьми в дошкольном учебном заведении ([1] статья 14 часть 2).


  Ребенок ИМЕЕТ гарантированное государством ПРАВО на:

- бесплатное дошкольное образование в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях;

- безопасные и безвредные для здоровья условия содержания, развития, воспитания и обучение;

- защиту от любой информации, пропаганды и агитации, которая наносит ущерб его здоровью, моральному и духовному развитию;

- бесплатное медицинское обслуживание в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях;

- защиту от любых форм эксплуатации и действий, которые вредят здоровью ребенка, а также от физического и психологического насилия, унижения его достоинства;

- здоровый образ жизни ([1] статья 28 часть 2).


Посещение ребенком дошкольного учебного заведения не освобождает семью от обязанности воспитывать, развивать и учить его в семейном кругу ([1] статья 8 часть 2).


Назад в раздел

К содержанию

Яндекс.Метрика