10.9.4. УСЛУГИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативная база:


1. Закон України «Про позашкільну освіту» від 22.06.2000 р. № 1841-III.

2. Наказ Міністерства освіти і науки України «Ліцензійні умови надання освітніх послуг у сфері позашкільної освіти» від 24.12.2003 р. № 847 (Мінюст № 73/8672).


Структуру внешкольного образования составляют:

- внешкольные учебные заведения;

- другие учебные заведения  как  центры  внешкольного  образования  во внеурочное и внеучебное время;

- кружки, секции, клубы, культурно-образовательные, спортивно-оздоровительные, научно-поисковые объединения на базе общеобразовательных учебных заведений;

- клубы и объединения по месту жительства  независимо от подчинения, типов и форм собственности;

- культурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, спортивные и другие учебные заведения, учреждения;

- фонды, ассоциации, деятельность которых связана с функционированием внешкольного образования ([1] статья 5).


внешкольное образование

- совокупность знаний, умений и навыков, которые получают воспитанники, ученики и слушатели во внешкольных учебных заведениях во время, свободное от обучения в общеобразовательных и других учебных заведениях ([1] статья 1).


внешкольное учебное заведение

- составляющая системы внешкольного образования,  которая предоставляет знания, формируя умения и навыки по интересам, обеспечивает потребности личности в творческой самореализации и интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку  к  активной  профессиональной и  общественной деятельности, создает условия для социальной защиты и организации содержательного досуга в соответствии со способностями, одаренностью и состоянием здоровья воспитанников, учеников и слушателей ([1] статья 1).


   Получение внешкольного образования основывается на принципе добровольности выбора типов заведений и видов деятельности, а также осуществляется  при участии  родителей  или  лиц,  которые  их  заменяют, трудовых коллективов, общественных организаций, обществ, фондов ([1] статья 6 часть 2).


   Основными заданиями внешкольного образования являются:

- воспитание гражданина Украины;

- свободное развитие личности и формирование ее социально-общественного опыта;

- воспитание у   воспитанников,   учеников и  слушателей   уважения к Конституции Украины, правам и свободам человека и гражданина, чувства собственного достоинства, ответственности перед законом за свои действия;

- воспитание у воспитанников, учеников и слушателей патриотизма, любви к Украине, уважения к народным обычаям, традициям,  национальным ценностям Украинского народа, а также других наций и народов;

- воспитание у воспитанников, учеников и слушателей почтительного отношения к семье и людям преклонных лет;

- создание условий для творческого, интеллектуального, духовного и физического развития воспитанников, учеников и слушателей;

- формирование у воспитанников, учеников и слушателей, сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, навыков безопасного поведения;

- удовлетворение образовательно-культурных потребностей  воспитанников, учеников и слушателей, которые не обеспечиваются  другими  составляющими   структуры образования;

- удовлетворение потребностей  воспитанников, учеников и слушателей в профессиональном самоопределении и творческой самореализации;

- поиск, развитие и поддержка способных, одаренных и талантливых воспитанников, учеников и слушателей;

- совершенствование физического  развития воспитанников, учеников и слушателей, подготовка спортивного резерва для сборных команд Украины по разным видам спорта;

- организация досуга воспитанников, учеников и слушателей, поиск его новых форм; профилактика безнадзорности, правонарушений;

- воспитание у участников учебно-воспитательного процесса сознательного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих;

- формирование здорового образа жизни воспитанников, учеников и слушателей;
- осуществление информационно-методической и организационно- массовой работы ([1] статья 8).


   Внешкольное учебное заведение по своим организационно-правовым формам может быть государственной, коммунальной или частной формы собственности ([1] статья 12 часть 1).


Внешкольные учебные заведения могут функционировать в форме центров, комплексов, дворцов, домов, клубов, станций, комнат, студий,  школ  искусств, начальных специализированных художественных учебных заведений (школ эстетического воспитания), спортивных школ, детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, физкультурно-оздоровительных клубов инвалидов, специализированных детско-юношеских спортивных  школ олимпийского резерва, детских стадионов,  детских библиотек, детских флотилий, галерей, бюро, оздоровительных заведений, которые осуществляют внешкольное образование ([1] статья 12 часть 3).


Внешкольные  учебные заведения могут быть комплексными и профильными ([1] статья 12 часть 4).


   Творческие объединения внешкольного учебного заведения классифицируются по трем уровням:

- начальный уровень -  творческие  объединения  общеразвивающего направления, которые способствуют выявлению способностей, одаренности воспитанников, учеников и слушателей или развития их интереса к творческой деятельности;

- основной уровень  -  творческие объединения,  которые развивают стойкие интересы воспитанников, учеников и слушателей, дают им знания, практические умение и навыки, удовлетворяют потребности в профессиональной ориентации;

- высший уровень  - творческие объединения по интересам для способных и одаренных воспитанников, учеников и слушателей ([1] статья 12 часть 6).

Частные внешкольные учебные заведения осуществляют свою образовательную деятельность  после регистрации  устава  и  при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством Украины порядке  ([1] статья 14 часть 3).


Субъекты, получившие лицензию на осуществление образовательной деятельности (индивидуальные и коллективные формы), ОБЯЗАНЫ:

- осуществлять деятельность в соответствии с годовым планом, учебными планами и программами для кружков, групп и других творческих объединений;

- предоставлять ученикам, которые вступают в учебное заведение, и их родителям  (лицам,  которые их заменяют) достоверную информацию о типе учебного заведения и форме собственности, условиях приема, оплате за обучение, содержании и профилях обучения, виде документов, которые будут выдаваться после его окончания;

- оказывать информационно-методическую помощь педагогическим коллективам учебных заведений региона, молодежным, детским и общественным организациям на основании соответствующих соглашений ([2] раздел 5).


Внешкольное образование во внешкольных учебных  заведениях  может осуществляться по таким направлениям:

- художественно-эстетическое, которое обеспечивает развитие  творческих способностей, одаренности и получение воспитанниками, учениками и слушателями практических навыков, овладение знаниями в сфере отечественной и мировой культуры и искусства;

- туристическо-краеведческое, которое направляется на привлечение воспитанников, учеников и слушателей к активной деятельности по изучению истории родного края и окружающей среды, мировой цивилизации, географических, этнографических, исторических объектов и явлений социальной жизни, овладение практическими умениями и навыками по туризму и краеведению;

- эколого-натуралистическое, которое предусматривает овладение воспитанниками,  учениками   и   слушателями   знаниями   об   окружающей среде, формирование экологической культуры личности, приобретение знаний и опыта решения экологических проблем, привлечение к практической природоохранной работе и других биологических направлений, формирование знаний, навыков в отраслях сельского хозяйства: цветоводство, лесничество, садоводство, грибоводство, пчеловодство;

- научно-техническое, которое обеспечивает приобретение воспитанниками, учениками и слушателями технико-технологических умения и навыков, расширение   научного   мировоззрения,   подготовку   к   активной научно-исследовательской работе, овладение современной техникой и технологиями;

- исследовательско-экспериментальное, которое способствует привлечению воспитанников, учеников и слушателей к научно- исследовательской, экспериментальной, конструкторской и изобретательской работе в разных областях науки, техники, культуры и искусства, а также созданию условий для творческого самоусовершенствования  и  выявления, развития и поддержки юных талантов и одаренности;

- физкультурно-спортивное или спортивное, которое обеспечивает развитие физических способностей воспитанников,  учеников  и  слушателей, необходимые условия для полноценного оздоровления, закаливания, содержательного отдыха и досуга, занятий физической культурой и спортом,  подготовку спортивного резерва для сборных команд Украины, приобретение навыков здорового образа жизни;

- военно-патриотическое, которое обеспечивает надлежащий уровень подготовки воспитанников, учеников и слушателей к военной службе, воспитание патриотических чувств и гражданской ответственности;

- библиотечно-библиографическое, которое направлено на углубление познавательных интересов воспитанников, учеников и слушателей, повышение их информационной культуры, приобретение навыков и умений ориентироваться в растущем потоке информации;

- социально-реабилитационное, которое обеспечивает социальное становление и развитие интересов, способностей, наклонностей, потребностей в самореализации воспитанников, учеников и слушателей,  подготовку их к активной профессиональной и общественной деятельности,  организацию их содержательного досуга и отдыха;

- оздоровительное, которое обеспечивает необходимые условия для содержательного отдыха и предусматривает овладение воспитанниками,  учениками и слушателями знаниями о здоровом образе жизни, организации  их оздоровления, приобретение и закрепление навыков, укрепление личного здоровья и формирование гигиенической культуры личности;

- гуманитарное, которое обеспечивает развитие способностей, одаренности, практических навыков воспитанников, учеников и слушателей в овладении знаниями по основам наук социально-гуманитарного цикла ([1] статья 15).


   Длительность занятий во внешкольном учебном заведении определяется учебными планами и программами с учетом психофизического развития и допустимой нагрузки для разных возрастных категорий и составляет для воспитанников,  учеников и слушателей:

- в возрасте от 5 до 6 лет - 30 минут;

- в возрасте от 6 до 7 лет - 35 минут;

- других  - 45 минут ([1] статья 17 часть 1).


В каникулярные, праздничные и нерабочие дни внешкольное учебное заведение работает по отдельному плану ([1] статья 17 часть 3).

Внешкольные учебные заведения выдают своим выпускникам соответствующие документы о внешкольном образовании в порядке, установленном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере образования ([1] статья 18 часть 3).


Отвлечение воспитанников, учеников и слушателей внешкольного учебного заведения за счет учебного  времени  к  работам  и осуществление  мероприятий, не связанных с учебным процессом, ЗАПРЕЩАЕТСЯ, кроме случаев, предусмотренных решениями Кабинета Министров Украины ([1] статья 20 часть 3).


   Органы исполнительной власти устанавливают разные виды морального стимулирования и материального поощрения для победителей поселковых, районных, городских, областных, всеукраинских и международных конкурсов, турниров, олимпиад, выставок, соревнований ([1] статья 20 часть 4).


   Воспитанники, ученики и слушатели внешкольных учебных заведений имеют право на льготное или бесплатное посещение музеев, историко-архитектурных памятников в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины ([1] статья 20 часть 6).

Воспитанники, ученики и слушатели внешкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности, ИМЕЮТ ПРАВО на бесплатное медицинское обслуживание в заведениях здравоохранения, определенных соответствующими органами исполнительной власти ([1] статья 20 часть 7).


Порядок установления размера платы за обучение в начальных специализированных художественных учебных заведениях (школах эстетического воспитания)  определяется  Кабинетом  Министров  Украины ([1] статья 26 часть 2).


Платные услуги не могут предоставляться государственными или коммунальными внешкольными учебными заведениями вместо или в пределах образовательной деятельности, определенной учебными планами и программами ([1] статья 28).


Назад в раздел

К содержанию

Яндекс.Метрика