Глава 19.

ЗАЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ О НАМЕРЕНИИ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ПРАВА (ПРЕТЕНЗИЯ)

Нормативная база:


1. Закон України «Про захист прав споживачів»від 12.05.1991 р. № 1023-XII.

2. Закон України «Про звернення громадян» від 02.10.1996 р. № 393/96-ВР.

3. Наказ Міністерства зовнішніх економічних зв'язків і торгівлі України «Про затвердження Інструкції про Книгу відгуків і пропозицій на підприємствах роздрібної торгівлі та у закладах ресторанного господарства» від 24.06.1996 р. № 349.


Для реализации предоставленных законодательством прав ПОТРЕБИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРОИНФОРМИРОВАТЬ продавца (исполнителя работ и услуг) о выявлении недостатков (несоответствия) в товаре (результатах работы или услуги) и ВЫДВИНУТЬ ЕМУ ТРЕБОВАНИЯ, предусмотренные действующим законодательством.


Граждане Украины ИМЕЮТ ПРАВО обратиться к предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности, должностным лицам в соответствии с их функциональными обязанностями с заявлением о реализации своих социально-экономических прав и законных интересов ([2] статья 1).


заявление


-обращение граждан с просьбой способствовать реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также выражение соображений по улучшению их деятельности  ([2] статья 3).


Обращения АДРЕСУЮТСЯ предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности, объединениям граждан или должностным лицам, к полномочиям которых относится решение затронутых в обращениях вопросов.

В обращении ДОЛЖНЫ быть указаны фамилия, имя, отчество, место проживания гражданина, изложена суть затронутого вопроса, просьба или требование.

Обращение может быть изложенным устно и записанным должностным лицом на личном приеме или же письменным, направленным по почте или переданным гражданином соответствующему предприятию, учреждению лично или через уполномоченное им лицо, если эти полномочия оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Письменное обращение ДОЛЖНО быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты ([2] статья 5).


Особое внимание следует обратить на изложение сути затронутого вопроса. Здесь не стоит экономить на бумаге – чем подробнее описан недостаток товара и история его выявления, тем легче будет доказать существенность недостатка и, впоследствии, расстаться с дефектным товаром.

Ваши требования должны быть четко сформулированы, желательно близко к тексту Закона. Не стоит «требовать» от продавца одновременно или ремонта, или обмена, или возврата денег, в общем - «сделайте ну хоть что-нибудь».

У Вас есть определенные законодательством права и, в ряде случаев, право самостоятельного выбора одного из этих прав.

Кроме этого, Вы имеете право на возмещение не только стоимости товара, но и всех затрат, связанных с неудачной покупкой, а также на выплату пени, неустойки или штрафа. Поэтому, не стесняйтесь упомянуть и об этом.Уважайте сами себя, тогда Вас будут уважать и другие!


Требования ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ на выбор потребителя продавцу по месту покупки товара, производителю или предприятию, которое удовлетворяет эти требования по месту нахождения потребителя([1] статья 8 часть 3).


Большой ошибкой потребителей является их обращение по поводу устранения недостатков товара непосредственно в гарантийные мастерские.

Во-первых, они, в подавляющем большинстве, не являются официальными представителями производителя, которые удовлетворяют требования потребителя (даже многие «авторизованые сервисные центры»). Иначе говоря, - не являются субъектом правоотношений, установленных статьей 8 Закона [1]. Поэтому, в таком случае Вы не имеете права требовать от них ни доставки товара, ни выполнения работ в установленные Законом сроки, ни предоставления товаров из обменного фонда, ни выплаты предусмотренной Законом пени и т.д.

Во-вторых, права потребителя в случае нарушения условий договора о выполнении работ (предоставление услуг) не распространяются на выполнение работ по гарантийному ремонту ([1] статья 10 часть 13). Поэтому, Вы даже не имеете права требовать от них выполнения самого ремонта.

И, в итоге, опять лотерея: сделают или не сделают, и когда…

Обратившись же с претензией непосредственно к продавцу (производителю), Вы просто «перекладываете» на них решение всех проблем и вопросов, возникающих в правовом поле Закона.


Одной из форм письменного обращения к продавцу, является запись потребителем своих претензий в Книгу отзывов и предложений предприятия.


Все предприятия (единицы) розничной торговли и заведения ресторанного хозяйства независимо от форм собственности ведут Книгу отзывов и предложений установленной формы, в которую потребители записывают жалобы, предложения, отзывы и замечания ([3] пункт 1).


Потребителю, который желает сделать запись к Книге отзывов и предложений, ДОЛЖНЫ быть созданы необходимые для этого условия ([3] пункт 5).


Руководитель предприятия розничной торговли (заведения ресторанного хозяйства) или его заместитель ОБЯЗАН в недельный срок рассмотреть запись, которая внесена в Книгу отзывов и предложений, разобраться по существу вопроса и принять необходимые меры по устранению недостатков и нарушений в работе предприятия или к реализации выраженных предложений.

Руководитель предприятия или его заместитель по результатам рассмотрения заявления ДОЛЖЕН указать в Книге отзывов и предложений на оборотной стороне заявления покупателя (посетителя) информацию о принятых мерах и в недельный срок, в обязательном порядке, послать письменный ответ заявителю по указанному им адресу ([3] пункт 7).


В любом случае, суть затронутого в заявлении вопроса, просьба или требование потребителя ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПИСЬМЕННО ЗАФИКСИРОВАНЫ.


Как правило, заявления потребителей составляются в произвольной форме. Но в некоторых случаях потребителю могут предложить заполнить бланк установленной на предприятии формы заявления. В этом случае особое внимание следует обратить на полноту изложения в таких бланках сути выявленных недостатков и содержанию требований потребителя. Поэтому, лучшим вариантом будет вручение субъекту хозяйствования заявления, написанного заблаговременно, а уже потом - заполнение предложенного им бланка.


Обращения, оформленные должным образом и поданные в установленном порядке, ПОДЛЕЖАТ обязательному принятию и рассмотрению ([2] статья 7).


Заявление рекомендуется составлять в двух экземплярах и после его вручения лично субъекту хозяйствования или его представителю получить соответствующую отметку с указанием даты на втором экземпляре заявления, который остается у потребителя.

Подтверждением получения субъектом хозяйствования претензии может стать и уведомление о вручении письма почтой.

В крайнем случае, при отказе субъекта хозяйствования от получения письменной претензии, подтвердить этот факт можно подписями не менее чем двух свидетелей, с указанием их фамилии, имени, отчества и места проживания.


Отсутствие письменно зафиксированных сути выявленных недостатков, содержания требований потребителя, а также подтверждения о вручении заявления может значительно усложнить последующую защиту нарушенных прав.


Продавец, производитель (предприятие, которое удовлетворяет требования потребителя), установленные частью первой этой статьи,ОБЯЗАНЫ принять товар ненадлежащего качества у потребителя и удовлетворить его требования ([1] статья 8 часть 5).


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОБМЕНЕ КАЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ НЕДОСТАТКА ТОВАРА  


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ СУЩЕСТВЕННОГО НЕДОСТАТКА ТОВАРА


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИИ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА О ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ 


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ АКТА-ПРЕТЕНЗИИ ПО ПОВОДУ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ


Назад в раздел

К содержанию

Яндекс.Метрика