ХОЧУ СТАТЬ ГРАМОТНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЕМ


Нормативная база:


1. Конституція України, Закон від 28.06.1996р. № 254к/96-ВР.

2. Закон України «Про захист прав споживачів» від 12.05.1991 р. № 1023-XII.


Потребление является неотъемлемой частью жизни человека. Что, когда и в каком количестве потреблять, решает каждый для себя сам. Но потребляем мы всегда.

Составить исчерпывающий перечень объектов потребления невозможно. Потребление одних из них - жизненно необходимо, и потребность в их потреблении определяется организмом независимо от нашей воли. Потребление других – определяется конкретными условиями нашего образа жизни. Но есть и такие объекты, необходимость потребления которых определяется только нашим желанием.

В целом, объекты потребления подразделяются на продукцию (изделия, товары и т.д.), работы  и услуги.


продукция

- любые изделия (товар), работа или услуга, которые изготовляются, выполняются или предоставляются для удовлетворения общественных потребностей ([2] статья 1 часть 19).


работа

- деятельность исполнителя, результатом которой является изготовление товара или изменение его свойств по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворения его личных потребностей ([2] статья 1 часть 21).


услуга

- деятельность исполнителя по предоставлению (передаче) потребителю определенного договором материального или невещественного блага, которое осуществляется по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворения его личных потребностей ([2] статья 1 часть 17).


Природа способна обеспечить создание большинства жизненно необходимых для потребления человеком объектов. Однако, количество людей значительно превосходит ее «производственные» возможности. Поэтому, для выживания человечество было вынуждено взять этот процесс под свой контроль. Так появился производитель продукции, первое звено потребительских процессов.


производитель


- субъект  хозяйствования, который: производит товар или заявляет о себе как о производителе товара или об изготовлении такого товара на заказ, размещая на товаре и/или на упаковке или в сопроводительных документах, которые вместе с товаром передаются потребителю, свое наименование (имя), торговую марку или другой элемент, который идентифицирует такого субъекта  хозяйствования; или импортирует товар ([2] статья 1 часть 4).


Но человечество заселило практически все пригодные для жизни уголки земной поверхности, чего нельзя сказать об объектах производства продуктов потребления, размещение которых существенно ограничено целым рядом объективных условий.

Это привело к возникновению второго звена потребительских процессов – продавца.


продавец

- субъект  хозяйствования, который согласно договору реализует потребителю товары или предлагает их к реализации ([2] статья 1 часть 18).


В процессах производства результатов работ и услуг появляется еще один участник, часто совмещающий в себе функции и производителя, и продавца, - исполнитель.


исполнитель

- субъект  хозяйствования, который выполняет работы или предоставляет услуги ([2] статья 1 часть 3).


Однако, важнейшим звеном потребительских процессов, хотя по порядку всего лишь третьим, был и остается сам потребитель. И это не только для «красного» словца.


потребитель

- физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника ([2] статья 1 часть 22).


Во-первых, и производитель, и продавец, и исполнитель вне своих производственных процессов сами выступают в роли потребителей.

А, во-вторых, именно у потребителя есть то, ради чего работают первые два звена потребительских процессов. Это «эквивалент труда» - деньги.

Главное условие для функционирования потребительских процессов - наличие денег у потребителя, при этом абсолютно не важно откуда он их берет. Если у потребителя денег не хватает, ему всегда готовы предоставить их в долг, естественно, не безвозмездно – потребительский кредит.


потребительский кредит

- средства, которые предоставляются кредитором (банком или другим финансовым учреждением) потребителю для приобретения продукции ([2] статья 1 часть 23).


***


Права потребителей – это важнейшая часть прав человека, гарантированных в большинстве стран мира.

Мы все хотим и имеем право расчитывать на полное соответствие приобретаемых товаров или заказанных услуг вложенным нами в это средствам.

Нас все время убеждают, что рыночные отношения способны сами защитить потребителя. Качество и ассортимент товаров, услуг, цены на них строго ориентированы на потребительский спрос и регулируются им. Отсюда и расхожее утверждение, что потребитель – «король рынка».

Но «честность рынка» – категория иллюзорная. Другие участники рынка стремятся изготовить свою продукцию с наименьшими для себя затратами, что не может не сказаться на качестве и безопасности, а вот продать ее по максимально высокой цене. При этом они часто агрессивно навязывают потребителю свои правила поведения на рынке товаров и услуг и умело лишают потребителя информации, позволяющей ему сделать осознанный и самостоятельный выбор продукции.

Становится очевидным, что фактически рынок работает сам на себя, а не на потребителя, а потому в противостоянии между участниками «рыночных отношений» потребитель практически беззащитен.

Этому способствуют правовая неграмотность потребителя, и, как следствие, его низкая правовая активность, отсутствие эффективного механизма правовой защищенности и реальной доступности к уже существующим процедурам защиты прав потребителей. А, зачастую, наши потребители до сих пор испытывают подсознательный страх перед своими «визави» – производителем, продавцом, исполнителем.

На протяжении десятилетий потребители многих стран пытались доказать правительствам их обязанность проявлять заботу о простом человеке – покупателе. Ведь покупая товар или получая услугу, потребитель предоставляет кредит доверия не только продавцам (производителям, исполнителям), но и государству, а, потому, вправе рассчитывать на то, чтобы это доверие было оправданным и защищенным.

Эти усилия привели к возникновению системы целенаправленной деятельности государственных органов и общественных организаций, которые представляют интересы потребителей и защищают их права, - Всемирного движения потребителей.

Возникла формула потребительской политики государства: защищаем потребителей - поощряем конкуренцию - возрождаем национального товаропроизводителя – улучшаем качество жизни человека.


Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, способствует деятельности общественных организаций потребителей ([1] статья 42).


Государство обеспечивает потребителям защиту их прав, предоставляет возможность свободного выбора продукции, получения знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений, во время приобретения и использования продукции в соответствии с их потребностями, и гарантирует приобретение или получение продукции другими законными способами в объеме, который обеспечивает уровень потребления, достаточный для поддержания здоровья и жизнедеятельности ([2] статья 5 часть 1).


И, все же, какой бы совершенной не была бы государственная система защиты прав потребителей, только потребитель, вооруженный знанием своих прав и умением их реализовать, сумеет достойно противостоять недобросовестному продавцу, избежать многих неприятных сюрпризов или, если это все-таки случилось, решить возникшие проблемы грамотно и в кратчайший срок.

Стать потребителем просто. Для этого достаточно, всего то на всего, определиться со своими личными потребностями и желаниями, а потом купить или заказать нужную продукцию для их удовлетворения. А там – что будет, то и будет!

 Грамотный же потребитель, изучивший правила игры на рынке и досконально знающий свои права, способен осуществить правильный выбор, на равных общаться с продавцом и исполнителем, доказывать, требовать, а если это не помогает – гордо отказаться от предложеного, даже если это ему очень нужно. Одним словом бороться за свои права и вынуждать других уважать их. Безусловно, такая позиция требует определенных затрат времени и нервной энергии. Однако, она позволяет в дальнейшем свести возможный риск от неудачной покупки к минимуму и умело защитить свои права.

 Поэтому каким потребителем быть – это Ваш, и только Ваш выбор!


Назад в раздел

К содержанию

Яндекс.Метрика