Глава 5.
ЦЕНА ТОВАРА
Нормативная база:
1. Цивільний Кодекс України, Закон від 16.01.2003 р. № 435-IV.
2. Закон України «Про захист прав споживачів» від 12.05.1991 р. № 1023-XII.
3. Закон України «Про ціни і ціноутворення» від 03.12.1990 р. № 507-XII.
4. Постанова Кабінету Міністрів України «Про затвердження Порядку провадження торговельної діяльності та правил торговельного обслуговування на ринку споживчих товарів» від 15.06.2006 р. № 833.
В народном хозяйстве применяются свободные, государственные фиксированные и регулируемые цены ([3] статья 6).
Свободные цены устанавливаются на все виды продукции и товаров, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование ([3] статья 7).
Государственное регулирование цен осуществляется путем установления:
- государственных фиксированных цен;
- предельных уровней цен или предельных отклонений от государственных фиксированных цен ([3] статья 8).
Государственные фиксированные и регулируемые цены устанавливаются на товары, которые имеют решающее социальное значение, а также на продукцию и товары, производство которых сосредоточенно на предприятиях, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке ([3] статья 9).
Продавец, который реализует продукцию, ДОЛЖЕН обязательно указывать цену каждой единицы такой продукции или одной категории продукции и цену одной стандартной единицы этой продукции.
Надписи о цене реализации продукции ДОЛЖНЫ быть четкими и простыми для понимания.
Цена продукции ДОЛЖНА включать у себя все налоги и неналоговые обязательные платежи, которые в соответствии с законодательством оплачиваются потребителем во время приобретения соответствующей продукции.
На аукционных торгах потребителям ДОЛЖНА сообщаться стартовая цена продажи соответствующего товара.
Цена товара указывается за одну упаковку такого товара, а если товар поставляется без упаковки - за единицу измерения, которая обычно применяется к такому товару.
В случае когда за одну цену предлагается несколько товаров или их сочетание, или если продавец предоставляет потребителю при реализации одной продукции право получить другую продукцию по сниженной цене, потребителю доводится информация о:
- содержании и стоимости предложения и в случае предложения товаров за одну цену - цены таких товаров, взятых отдельно;
- условиях принятия предложения, в частности срок его действия и любых ограничениях, включая ограничения относительно количества ([2] статья 15 часть 3).
Документами, которые обосновывают сформированные и установленные цены на товары, поступившие на предприятия розничной торговли и ресторанного хозяйства, являются счета-фактуры, накладные, квитанции о принятии товаров на комиссию, заборные листы, калькуляционные карточки, другие сопроводительные документы, книги поступления товаров, акты последней инвентаризации, описи - акты уценки, дооценки, оформленные в установленном порядке ([7] пункт 5).
Оформление средств информирования о ценах проводится до поступления товара в торговый зал или на объект мелкорозничной торговой сети ([7] пункт 12).
Цены на товары и продукцию указываются на ярлыках (ценниках) или в указателях цен, в сфере ресторанного хозяйства - на ярлыках (ценниках) на закупленные товары и в прейскурантах и меню на продукцию, изготовленную в заведении ресторанного хозяйства ([4] пункт 20).
Субъект хозяйствования указывает розничные цены на ярлыках (ценниках) или в указателях цен непродовольственных товаров, которые поступают в продажу ([6] пункт 15).
Субъект хозяйствования ДОЛЖЕН обеспечить информирование покупателей о розничных ценах в денежной единице Украины с помощью ярлыков цен (ценников) на образцах продовольственных товаров ([5] пункт 16).
Ярлыки цен (ценники) и указатели цен ДОЛЖНЫ иметь такие реквизиты:
для продовольственных товаров:
- для весовых товаров - название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов;
- для товаров или напитков, которые продаются на разлив, - название товара или напитка, сорт, цена за единицу вместимости или единицу веса;
- для штучных товаров и напитков в бутылках - название товара или напитка, вес или вместимость, сорт, цена за штуку;
- для фасованных товаров - название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов, вес единицы расфасовки, цена за единицу расфасовки;
для непродовольственных товаров:
- для товаров, на которые цены установлены в зависимости от сортности, - название товара, сорт, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;
- для товаров, на которые цены по сортам не установлены, - название товара, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;
- для мелких штучных товаров (парфюмерные, галантерейные и др.) - название товара, вес или вместимость, цена за штуку или единицу упаковки.
В предприятиях ресторанного хозяйства в меню указывается название продукции, выход и стоимость одной порции, в прейскуранте цен на алкогольные напитки - название напитка, емкость бутылки, цена за бутылку, цена за 50 и 100 миллилитров. В предприятиях с обслуживанием официантами в бланках счетов ДОЛЖНЫ быть предусмотрены графы для указания названий блюд, количества порций и цены за порцию, итоговой суммы ([7] пункт 7).
В предприятиях розничной торговли и ресторанного хозяйства ярлыки цен (ценники), прейскуранты цен на товары, указатели цен обязательно подписываются работником, ответственным за формирование, установление или применение цен, и заверяются печатью или штампом субъекта хозяйствования с указанием даты подписания.
В предприятиях розничной торговли, которые при расчетах с покупателями применяют технологию автоматизированной идентификации товаров по их штриховым кодам, заверение ярлыков цен (ценников) подписью с датой и печатью или штампом не обязательно. В торговых залах таких предприятий в доступном для покупателей месте ДОЛЖЕН быть прейскурант цен, заверенный подписью работника, ответственного за формирование, установление или применение цен, и печатью с указанием даты подписания.
В предприятиях ресторанного хозяйства меню и прейскуранты на алкогольные напитки и табачные изделия подписываются руководителем предприятия и бухгалтером (калькулятором) и заверяются печатью субъекта хозяйствования ([7] пункт 9).
Розничные цены также могут быть указаны на товарных ярлыках, этикетках предприятий-изготовителей, упаковке, в которой товар продается населению, или непосредственно на самом товаре, если обозначение цены не портит его товарный вид и не снижает качество товара.
Предприятия, которые осуществляют продажу печатной продукции, оформляют ярлыки цен (ценники) на ее образцах с указанием цены издания и даты обозначения цены.
При продаже периодических печатных изданий (газеты, журналы, бюллетени) цены указываются непосредственно на их образцах, которые сохраняются до конца продажи.
При реализации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения через сеть аптечных заведений цены указываются непосредственно на оригинальной упаковке изделия ([7] пункт 8).
После проведения переоценки товаров, субъект хозяйствования ДОЛЖЕН перемаркировать цены путем зачеркивания предыдущей цены и обозначения новой цены на ярлыках цен (ценниках), товарных ярлыках, этикетках предприятий-изготовителей, упаковке и др. каждой единицы товара и заверить подписью работника, ответственного за формирование, установление или применение цен.
Если старые цены на товарах зачеркнуть невозможно (например, были обозначены этикет-пистолетом), новые цены указываются путем наклеивания их непосредственно на предыдущие.
В торговом зале предприятия розничной торговли, ресторанного хозяйства вывешиваются объявления о новых ценах, которые сохраняются до окончательной продажи этих товаров ([7] пункт 11).
Применение понятий "скидка" или "уменьшенная цена" или любых других, аналогичных по значению, разрешается лишь при соблюдении таких условий:
- если они применяются к продукции, которую непосредственно реализует субъект хозяйствования;
- если такого рода скидка или уменьшение цены применяется в течение определенного и ограниченного периода времени;
- если цена продукции ниже ее обычной цены ([2] статья 15 часть 4).
Применение понятия "распродажа" или любых других, аналогичных ему, разрешается лишь при соблюдении таких условий:
- если осуществляется распродажа всех товаров в пределах определенного места или четко определенной группы товаров;
- если длительность распродажи ограничена во времени;
- если цены товаров, которые подлежат распродаже, ниже их обычной цены ([2] статья 15 часть 5).
После публичного сообщения о начале проведения распродажи, применения скидок или уменьшения цены, потребителям ДОЛЖНА быть доведена информация о цене продукции, которая была установлена до начала проведения соответствующей распродажи, применении скидок или уменьшения цены, а также цене этой же продукции, установленной после их начала ([2] статья 15 часть 6).
В Уголке покупателя предприятия розничной торговли, ресторанного хозяйства ДОЛЖНА быть информация о праве покупателя на ознакомление с документами, которые подтверждают цены на товары, выставленные для продажи ([7] пункт 16).
КАКОЙ БЫ НИ БЫЛА ЦЕНА, КАЧЕСТВО ТОВАРА ВСЕГДА ДОЛЖНО ОТВЕЧАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ОН ДОЛЖЕН, КАК МИНИМУМ, ВЫДЕРЖАТЬ УСТАНОВЛЕННЫЕ ГАРАНТИЙНЫЕ СРОКИ.
Действующее на Украине законодательство не предусматривает условий, при которых потребителю могут быть реализованы товары с недостатками (ненадлежащего качества).
Если продавец просрочил выполнение долга по передаче товара, цена определяется из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на день передачи товара, установленный в договоре, а если такой день не установлен договором, - на день, определенный в соответствии со статьей 530 этого Кодекса ([1] статья 691 часть 3).
Если срок выполнения должником обязанности не установлен или определен моментом предъявления требования, кредитор ИМЕЕТ ПРАВО требовать его выполнения в любое время. Должник ДОЛЖЕН выполнить такую обязанность в семидневный срок со дня предъявления требования, если обязанность немедленного выполнения не вытекает из договора или актов гражданского законодательства ([1] статья 530 часть 2).
При определении цены товара существенным является наличие условия внесения предварительной оплаты или использование кредита (рассрочки).