ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ УСЛУГУ (ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ)


Нормативная база:


1. Закон України «Про природні монополії» від 20.04.2000 р. № 1682-III.

2. ГОСТ 30335-95 “Услуги населению. Термины и определения”.


Точное количество видов услуг, которые одни люди оказывают другим, практически определить невозможно. Как настоящий океан, «океан» услуг поятоянно «дышит»: одни виды услуг возникают на волне подъема спроса, другие – бесследно исчезают вместе с падением спроса на них.

Если товары и изделия всегда материальны, то результаты работ и услуг могут быть как материальными, так и не материальными (социально-культурные финансовые, юридические и т.п.).


материальная услуга

- обеспечивает возобновление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказу населения, а также перемещение груза и людей, создание условий для потребления ([2]).


социально-культурная услуга

- обеспечивает поддержание и возобновление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства ([2]).


Но в любом случае, мы заинтересованы не в самом процессе оказания услуги, а в ее конечном результате. При этом, чем скорее – тем лучше. И за эту скорость даже готовы переплатить.

С другой сороны услуги условно можно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся услуги, в которых мы нуждаемся постоянно, и результаты которых, как правило, мы не можем получить без участия других людей (жилищно-коммунальные, транспортные услуги, услуги связии т.д.).

Вторую, самую большую группу, составляют услуги, необходимость в которых возникает периодически, и конечные результаты которых в значительной мере зависят от их исполнителей (медицинско-оздоровительные, финансовые, туристически – экскурсионные, культурно – развлекательные, юридические услуги, услуги образования, физической культуры и спорта и т.д.).

В третью группу входят услуги, результаты которых, при желании и минимально необходимом уровне квалификации, мы можем сотворить собственными руками, но можем и перепоручить это профессионалам (бытовые услуги и некоторые другие).

И, наконец, существуют услуги, которые мы получаем вне зависимости от нашего желания (информационные и рекламные услуги).


ПРИМЕРНЫЙ КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ


Итак, Вы решили «окунуться» в безбрежный «океан» услуг (работ).

Сфера услуг кардинально отличается от сферы торгового обслуживания населения тем, что порядок оказания далеко не всех видов услуг оговорен едиными правилами. В большинстве случаев законодательно установлены только основные требования и моменты, а остальные подробности – результат достигнутого соглашения между заказчиком и исполнителем (по договоренности сторон).


ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ


Понятие «ненавязчивый сервис» ушло в прошлое. Сейчас нет отбоя от предложений «руки и сердца». Нас «вербуют» средства массовой информации, бесчисленные объявления на стендах, столбах и в других аналогичных местах, «кликуши» на улицах. Иногда от них трудно спрятаться даже у себя дома…

Правильный выбор исполнителя в сфере услуг неизмеримо более важен, чем продавца в торговле. Ведь результат получения услуги на момент ее заказа существует только в нашем воображении, а его реальное воплощение целиком зависит от профессиональных качеств и порядочности исполнителя.

Но при всем этом, есть ряд услуг, которые мы можем получить только от одного исполнителя (естественные монополии). И тут уж ничего изменить нельзя, остаетя только надеяться.


естественная монополия

- состояние товарногорынка, прикотором удовлетворение спроса на этом рынке являетсяэффективнее приусловии отсутствия конкуренции в результате технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара в меру увеличения объемов производства), а товары (услуги), которые производятсясубъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти товары(услуги), чемспрос на другие товары (услуги) ([1] статья 1).


КАК ВЫБРАТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ


Как правило, мы более-менее точно представляем, чего бы нам хотелось получить. А вот сопоставить ожидаемый результат правильно выполненой услуги с нашими представлениями, в определенной мере, должна помочь информация о ней, полученная от профессионала - исполнителя, который на этом, как говорится, «собаку съел».


ИНФОРМАЦИЯ ОБ УСЛУГЕ


Если ожидаемые результаты будущей услуги способны удовлетворить нашу потребность в ней, можно переходить к решению не менее важного для нас вопроса о цене.


ЦЕНА ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ, РАБОТЫ)


И только тогда, когда мы уже окончательно «созрели», можно переходить к важнейшему этапу в процессе получения услуги – оформлению договора с исполнителем. В подавляющем большинстве случаев от того, насколько внимательно и скурпулезно мы прочитаем и осмыслим предложенные исполнителем условия договора, зависит получим ли мы желаемое, или нет. Крайне важны и любые приложения к договору (эскизы, чертежи, описания и т.п.). Здесь не бывает мелочей, ведь конечный результат пока что существует только в нашем воображении и в неком устоявшемся образе у исполнителя, который с нашими представлениями может и не совпадать.


ДОГОВОРЫ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) И ДРУГИЕ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


Факт оказания исполнителем услуги и оплаты ее заказчиком подтверждается расчетными документами. Для большинства услуг в этих же документах указываются и гарантийные обязательства изготовителя.


РАСЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА


И вот, наконец, мы имеем возможность физически ощущать (видеть, слышать, осязать, нюхать, лизать – по своему усмотрению) реально существующий продукт услуги. Нашему восторгу нет предела, но, перед тем, как своей подписью подтвердить факт оказания услуги, все-таки, будет не лишним окончательно убедится в соответствии ее результата заказанному.


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСЛУГИ (РАБОТЫ)


Назад в раздел

К содержанию

Яндекс.Метрика